Во-первых нужно проработать цель встречи. Для того, чтобы не только у аналитика, но и у пользователя или сотрудника, с которым проводится интервью, была возможность подготовиться к интервью, информацию о целях встречи, краткий перечень тем и причин, почему запланирована эта встреча, что ожидается от встречи, необходимо отправить ему заранее.
Второй обязательный шаг — изучение информации о компании и интервьюируемом сотруднике. Нет ничего хуже, чем неуважение, которое проявляет инженер, пришедший в компанию и задающий базовые вопросы или не имеющий информации о том контексте, который необходимо знать и который можно почерпнуть из общедоступной информации.
В рамках изучения информации о компании и интервьюируемом сотруднике нужно обратить внимание, какова мотивация у сотрудника для того, чтобы участвовать и активно вкладываться в этот проект.
Как мы видели при анализе заинтересованных сторон, часть заинтересованных сторон являются легитимными источниками требований, но не обладают интересом. Наша предварительная работа необходима для того, чтобы, во-первых, эффективно представить информацию о нас самих (почему мы занимаемся сбором требований, какую роль играем в процессе), и о том, чем этот проект может быть интересен, какова причина вовлечения этого сотрудника в работу над проектом, почему проект важен для компании и почему он важен для сотрудника.
Следующий пункт подготовки к интервью — так называемые открывающие вопросы: стартовый набор вопросов, которые мы хотели бы задать или которые мы можем задать собеседнику для того, чтобы начать дискуссию и передать ему слово в темах, которые нас интересуют. Поскольку основная задача на этом шаге – собрать информацию, нужно сделать так, чтобы наш собеседник говорил как можно больше. Поэтому надо изначально заготовить открывающие, открытые вопросы, которые будут помогать собеседнику рассказывать нам о том, чем он занимается.
Достаточно хорошим и всегда полезным является набор вопросов, касающийся деятельности сотрудника: в чем состоят его основные обязанности, кто является потребителем результатов его труда, кому он передает информацию, кто этой информацией пользуется, либо, если это не информация, а какие-то другие артефакты, что он с ними делает, какими ресурсами, какими источниками информации он пользуется, кто направляет его деятельность и так далее.
Следующий набор – это перечень тем, которые необходимо обсудить, предполагаемая карта тем . Области, которые могут быть принципиально важными и которые нужно выяснить и обсудить именно с данным сотрудником, с учетом его роли в организационной структуре компании.
Очень хорошее подспорье для понимания и выявления требований — изначально получить организационную структуру компании и понять, какое место в этой организационной структуре занимает сотрудник, с которым мы будем вести беседу.
Помимо открывающих вопросов и карты тем, можно заранее подготовить дополнительные вопросы, которые нас интересуют и которые мы бы хотели точно выяснить для того, чтобы в процессе беседы, если вдруг по какой-то причине у нашего собеседника возникает ступор (так бывает достаточно часто), или у него просто нет идей относительно того, что он мог бы нам рассказать или чего мы можем не знать.
Продумывать вопросы заранее до того, как мы пришли на интервью, а не после — это тоже признак хорошего тона. И сама презентация, и открывающие вопросы, и перечень тем, и дополнительные вопросы по каждой из тем — это подготовка, которая пригодится не только для одного интервью, но и для интервью с достаточно большими группами сотрудников.
Следующий кусочек, о чем нужно подумать, – какие материалы могут нам потребоваться на встрече. Распечатки, диаграммы... Если мы хотим уточнить вопросы в отношении других источников требований, то мы можем их предварительно распечатать для того, чтобы не приходилось на интервью ссылаться на какие-то абстрактные "ну, вы знаете", "вы же помните", "вот где-то там у вас в описании процесса" и чтобы общение было конкретным и максимально эффективным.
И последний в списке, но не последний в значимости – современный атрибут этикета и вежливости – согласовать время и место встречи с сотрудником и сделать напоминание в календаре таким образом, чтобы человеку было удобно планировать время. Он, со своей стороны, не забудет о том, что у него будет встреча и эта встреча точно не будет пересекаться с его какой-нибудь важной активностью внутри компании, и, с другой стороны, мы тоже будем четко иметь возможность планировать нашу работу.